Занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Белая ладья" с детьми 5 - 7 лет
Формы проведения занятий:
1. Практикум. 2. Контрольная работа. 3. Сеанс одновременной игры. 4. Турнир. 5. Блиц-турнир. 6. Конкурс. 7. Лекция. 8. Турнир. 9. Беседа. 10. Семинар. 11. Анализ партий. 12. Консультационная партия.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
Словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративные - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:
Частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Программа занятий
Программа «Белая ладья» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной 5 направленности, и ее реализация продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляет и развивает индивидуальные способности.
Программа направлена на освоение обучающимися практик: стратегического мышления, умения предвидеть возможное будущее и обдуманно принять правильные решения, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения верных задач. Точно использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе и команде, эффективно общаться, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Актуальность программы обусловлена тем, что помогает обучающимся воспитать в себе усидчивость, силу воли, характер, уверенность в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.
Педагогическая целесообразность.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику. Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех учащихся, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»